Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы реабилитационная школа-интернат № 32 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

117042, г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.53

Версия для слабовидящих

Центральная ПМПК города Москвы: обеспечение права ребенка на получение

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы:

обеспечение права ребенка на получение

качественного образования

«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкетт

Получение «особым» ребенком - ребенком с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью - качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий его успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством специальные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями определяются в Москве Центральной психолого-медико-педагогической комиссией города Москвы (ЦПМПК г. Москвы).


Специальные условия обучения и воспитания включают:

· образовательные программы (адаптированные основные общеобразовательные программы для детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами) и специальные методы обучения и воспитания;

· учебники, учебные пособия и дидактические материалы;

· технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

· предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

· проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;

· обеспечение доступа в здания организаций.

Когда ребенку необходимо проходить психолого-педагогическое обследование в ЦПМПК г. Москвы:

первичное обращение - ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом и нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации (родитель(законный представитель) обращается самостоятельно или ему рекомендует медицинский работник, специалист образовательной организации);

повторное обращение - подтверждении ранее рекомендованного комиссией образовательного маршрута при переходе обучающегося с уровня на уровень образования: с дошкольного на начальный общий, с начального общего на основной и т.д.; изменение или уточнение ранее данных комиссией рекомендаций (по рекомендации психолого-педагогического консилиума образовательной организации или срок повторного обращения указывается в Заключении ЦПМПК г.Москвы);

при необходимости специальных условий ГИА;

начало обучения в 1 классе после достижения ребенком 8 лет на 1 сентября текущего учебного года;

при оформлении индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

Что для этого необходимо?

· получить «Медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» в медицинском учреждении, подведомственном Департаменту здравоохранения города Москвы. Заключение подкомиссии врачебной комиссии является основанием для проведения психолого-педагогической диагностики ребенка в ЦПМПК г. Москвы с целью определения образовательного маршрута и специальных условий обучения и воспитания;

· записаться на комиссию, в момент прохождения психолого-педагогического обследования предоставить заключение подкомиссии врачебной комиссии в ЦПМПК г. Москвы.

Специалисты комиссии принимают участие в работе психолого-педагогического консилиума образовательных организации. Такая совместная работа специалистов комиссии и консилиума обеспечивает непрерывное динамическое наблюдение за ребенком от дошкольного уровня до окончания обучения в образовательной организации; дает возможность видеть динамику достижений ребенка, корректировать его образовательный маршрут.

Для родителей (законных представителей) обучающихся заключение комиссии носит рекомендательный характер. При этом заключение, предоставленное родителями (законными представителями) в образовательную организацию, является обязательным для создания специальных условий обучения и воспитания.

Если ребенок испытывает трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; нуждается в коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом, логопедических занятиях с учителем-логопедом, то основанием для оказания ему психолого-педагогической помощи является заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

02 августа 2016

Дониченко Ольга Георгиевна,

кандидат психологических наук,

руководитель ЦПМПК г. Москвы